» » Кесария Каппадокийская. Тайны горы Эрджияс
Это рассказ о тайнах Аргейской горы (ныне вулкан Эрджияс в Турции) близ которой был основан город Мазака, больше известный как Кесария Каппадокийская. Удивительно, что несмотря на распространенность в Малой Азии в древности почитания гор, самая высокая гора Анатолии - вулкан Аргей (Эрджияс), очень редко упоминался как место связанное с каким-либо религиозным культом. Страбон об Аргее оставил сообщение, что с его вершины можно видеть сразу два моря - Средиземное и Черное. Но больше ничего к своему рассказу не добавил. Описания столицы Каппадокии - города Кесарии до христианских времен также были лишены каких-либо деталей связанных с активной религиозной деятельностью. Только с принятием христианства появляется множество сообщений о Каппадокии и ее столице как о важнейшем духовном центре всей Восточной Римской империи. С Кесарией были связаны имена таких христианских мыслителей как Василий Великий, Григорий Богослов, Григорий Нисский, Григорий Просветитель и другие.

Остатки крепостных стен на месте античной Кесарии Каппадокийской. Датируют их первыми веками н.э., хотя вопрос этот очень слабо изучен, что это за стены в сущности неизвестно. Фото из турецкого сборника Kayseri Taşınmaz Kültür Varlıkları Envanteri 

Несомненно, что крупный христианский духовный центр в столице Каппадокии не мог возникнуть на пустом месте. Можно предположить, что сложению богословской школы Кесарии поспособствовали влиятельные жреческие кланы из святилищ Каппадокии - в Зеле, Команах и т.д. Все они почитали Великую Мать богов, о чем мы писали в прошлый раз. Каппадокия во многом имела теократическое управление, по свидетельству Страбона главный жрец святилища в Комане "являлся вторым по значению в Каппадокии лицом после царя. Обычно жрецы принадлежали к тому же роду, что и цари". С приходом христианства интеллектуальный потенциал старых жреческих фамилий видимо послужил основой для создания нового уже христианского богословия.
О духовной жизни в Кесарии Каппадокийской до торжества христианства можно судить только по поздним упоминаниям. Но даже эти рассказы весьма интересны.

Путешественник XVII века Симеон Лехаци оставил интересное сообщение о почитании Пресвятой Богородицы где-то на вершине вулкана Эрджияс. Естественно, в зоне снегов на самой вершине горы не могло быть никаких церквей или древних языческих храмов. Но хорошо известно, что жители в Анатолии, действительно, поднимались на вершины гор, где совершали жертвоприношения в честь Великой Матери богов.

Симеон Лехаци "Путевые заметки"
...на расстоянии одной мили к югу, находится прославленная, всем известная древняя гора Эрджиас, похожая на Кешиш-Даг Бурсы, только еще больше и выше; зимой и летом на ней виден снег тысячелетней давности; его было так много, что он даже падал вниз. Сказали, что [там] есть много церквей, а кафедральная церковь – большая, каменная, куполообразная, с мраморными колоннами, но и она разрушена. Сказали, что каждый год в день Святой Богородицы горожане с жертвенными [животными] поднимаются к ней. Мы также захотели подняться, но нам сказали, что подъем очень высокий и трудный, а наверху острые скалы и снег; в скалах и снеге выдолблены места для ног, подниматься надо при помощи разных приспособлений, иначе, если упадешь, разобьешься на тысячу кусочков. Сказали, что [гора] покрыта глубокими снегами, [там] холодно и [дует] сильный ветер. 

Также интересно упоминание Симеона Лехаци о развалинах античной Кесарии на склонах горы Эрджияс. Они находились южнее средневекового города, ставшего центром нынешнего турецкого Кайсери. О средневековой Кесарии мы писали ранее.

Симеон Лехаци "Путевые заметки"
Обернувшись на восток, мы увидели около Кесарии большие и древние каменные здания, подземелья. Сказали, что их (подземелья) называют Батал-гази, там есть огромные пещеры и скалы. Говорили, что раньше здесь находился город, построенный царем Кесарем

В нынешнем районе Кайсери Караджаоглу сохранилась мечеть Баттал-Гази, ее считают самой древней мечетью города. Несомненно, что "подземелья Батал-гази" в рассказе Симеона Лехаци связаны именно с этой мечетью. Исследования показали, что данное сооружение могло быть изначально каким-то византийским строением. Точной датировки данного памятника нет. Известно только, что сооружение многократно перестраивалось. Имя Баттал-Гази мечеть получила от легендарного арабского борца за веру, в коем признают арабского полководца VIII века Абдаллу аль-Баттала. Баттал-Гази чем-то похож на Илью Муромца из русских сказок, в тюркской среде он стал героем народного эпоса. Этот герой воевал в византийско-арабском пограничье, считается, что его могила, ныне весьма почитаемая, находится рядом с городом Эскишехир. Ал-Масуди писал, что он был одним из прославленных мусульман, чьи портреты греки выставляли в своих церквях.

Фото мечети Баттал-Гази 1969 года. Фото из KAYSERİ, BATTAL GAZİ CAMİİ VE KIRK KIZLAR TÜRBESİ 
Как Баттал-Гази мог быть связан с городом Кайсери неизвестно, но его именем называли многие объекты в Анатолии. Есть предположение, что мечеть Баттал-Гази была возведена арабами еще в VIII веке, когда Кесария Каппадокийская входила в состав арабского Халифата.

Не менее интересен мавзолей (вернее его руины) пристроенный к мечети Баттал-Гази. Носит он название Кырк кыз, что в переводе с турецкого означает Сорок девушек. Это название наполняет особым смыслом сообщение Симеона Лехаци о том, что "их (подземелья) называют Батал-гази, там есть огромные пещеры и скалы". По Лехаци Батал-гази это именно некое подземелье, пещера, а не строение, стоящее на земной поверхности. Знаменитые по всей Центральной Азии «Сорок дев» (человек, духов) или Кырк кыз почти всегда были связаны с сокрытием в пещерах и скалах. Подобного размещения требовала их внутренняя сущность, ибо по иранским представлениям Чильтан - перс., тадж. «сорок людей» - «это сорок могущественных святых, управляющих миром. Чильтан могут быть невидимы для людей, а могут в человеческом облике жить среди них (нередко принимая образ бедного, презираемого окружающими человека). Если кто-то из Чильтан умирает, оставшиеся избирают из людей достойного занять его место. Обычный эпитет Чильтан - гайиб эрен «невидимые святые». «Мифы народов мира». Андреев М. С., Чильтаны в среднеазиатских верованиях, в кн.: В. В. Бартольд, Таш., 1927

Мечеть Баттал-Гази и основание мавзолея Кырккызляр. Фото из блога Osman Gerçek 
Под влиянием тюркского (или шире - туранского) феминизма Сорок святых превратились в Сорок девушек (Кырк кыз). Об амазонстве среди тюрок я делал когда-то специальный пост, там же приводил отрывки из каракалпакской поэмы Кырк Кыз, посвященной воинственным девам. По турецким преданиям Сорок девушек обосновались в пещере рядом с мечетью Баттал-Гази в XIII веке, якобы прячась от монгольских завоевателей. Но не вызывает сомнений, что это более древний культ, который появился в Каппадокии намного раньше. Особое значение для Анатолии имело, как известно, христианское почитание Сорока мучеников Севастийских. На данный момент не представляется возможным ответить на вопрос - какой культ появился ранее, иранский Чильтан или Сорок мучеников из Севастии Каппадокийской (ныне Сивас), так как Мученичество воинов христиан из Севастии датируется 320 годом, все же упоминания о Чильтан и Кырк Кыз более поздние. Вполне возможно, что именно распространение христианства в Центральной Азии создало условия для возникновения культа Сорока (Чильтан) в этих краях.
Для понимания сущности культа Сорока (девушек, праведников, мучеников) очень важно осмысление скрытности, невидимости этих святых и их несомненной связи с пещерами и скалами, как об этом писал в XVII веке Симеон Лехаци. Хорошо известно, что Сорок христианских мучеников в Севастии приняли свою смерть вполне открыто - они замерзли в ледяном озере. В то время как тюркские Кырк Кыз несомненно имеют связь с горами и камнями, и желанием перейти к некоему скрытному (невидимому) существованию.

«Кырк Кыз (букв. «сорок девушек»), в мифологиях тюркоязычных народов Средней Азии праведницы, которых аллах по их просьбе превратил в камень (в других вариантах мифа - скрыл в скалах), чтобы спасти от преследователей - «неверных». Место, где, как считалось, это произошло, также называется Кырк Кыз (несколько десятков таких мест имеется в Средней Азии, отдельные святыни, связанные с К. к., встречаются в Азербайджане, северном Афганистане, северном Иране)». В. Н. Басилов. «Мифы народов мира».

Тайну генезиса культа Сорока невидимых девушек может раскрыть сообщение ал-Бакуви (XIV — начало XV в.), где он невероятно интересно описывает Кесарию Каппадокийскую. Информацию о Кесарии Бакуви видимо заимствовал у Закарии ал-Казвини в его «Асар ал-билад ва ахбар ал-ибад» («Памятники стран и сообщения о рабах [Аллаха]») (1275—1276 год).

Абд ар-Рашид аль-Бакуви
«Сокращение [книги о] „Памятниках“ и чудеса царя могучего»

Кайсарийа, долгота — 69°05', широта — 39°30' — большой город страны ар-Рум, с многочисленным населением и большими строениями, построен из камня. Там есть и памятники древности, посещаемые населением. Там место заключения Мухаммада ибн ал-Ханафии; там же мечеть Абу Мухаммада ал-Баттала. Есть там баня, построенная мудрецом Балинасом для царя ар-Рума, а она — одно из чудес мира, ибо [вода в ней] разогревается светильником. Близ города есть гора, полная несчетного количества змей, которые, однако, не могут выползти из нее из-за заговора мудрецов.

Входной портал мечети Баттал-Гази наглядно демонстрирует всю многослойность этого сооружения. Фото из блога Osman Gerçek 
В маленьком абзаце текста о Кесарии Каппадокийской Бакуви-Казвини скрыто смыслов примерно на несколько томов печатного текста. Но мы попробуем их как-то кратко разобрать.
Удивительно, но средневековые арабские авторы, также как и Симеон Лехаци (путешественник XVII века), упоминают лишь одно название мечети в Кесарии - это опять Баттал-Гази (Абу Мухаммада ал-Баттала). Это маленькое строение кажется им более важным, чем десятки великолепных сельджукских медресе и мечетей средневековой Кесарии. И Казвини, и Бакуви описывают состояние города видимо еще до обширного строительства Данишмендов и Сельджуков 12-13 вв, о котором мы писали ранее. Поэтому баня царя ар-Рума, это видимо какие-то ранние римские термы, а не хаммамы сельджуков (хотя царем Рума называли и сельджукского султана в том числе).

Интерьер мечети Баттал-Гази. Фото из блога Osman Gerçek 
Но самая важная информация у аль-Бакуви здесь, это упоминание о «заключении Мухаммада ибн ал-Ханафии» в городе Кесарии Каппадокийской. Одно только имя этого персонажа приоткрывает завесу над тайной духовной жизни древнего мегаполиса. Ибо Мухаммед ибн ал-Ханафия (637 - 700 гг.) - сын зятя пророка Мухаммеда Али ибн Абу Талиба и первый Скрытый имам в истории ислама. Само собой, перемещение приемного внука Пророка Мухаммеда в Каппадокию маловероятно. Но, и Бакуви, и Казвини считали, что есть достаточные основания, чтобы он там появился, только видимо при переводе текста был неправильно передан смысл предложения об ал-Ханафии. Скорее всего, что в районе Кесарии имам кайсанитов пребывал не в заключении, а в Сокрытии Гайба, Гаиб (غَيْبٌ‎‎ араб. быть скрытым, невидимым). Видимо, именно на Аргейской горе Мухаммед ибн ал-Ханафия должен был стать невидимым для простых людей.

Аш-Шахрастани (1075 — 1153 гг.) в своем труде "Книга о религиях и сектах" дает достаточно полное описание сути "Сокрытия" Третьего внука Пророка (Мухаммеда ибн ал-Ханафии). "Скрытый имам" должен вернуться в этот мир, чтобы стать Махди(Ведомым верным путем), мессией исламского мира. Он придет как провозвестник близкого конца света, "чтобы наполнить землю справедливостью, как она наполнена [ныне] несправедливостью".

Абу-ль-Фатх аш-Шахрастани
Книга о религиях и сектах

Мухаммад б. ал-Ханафийа был [человеком] большой учености, обширных знаний, пылким мыслителем, обладавшим проницательным умом. Эмир верующих Али - да будет доволен им Аллах! - поведал ему об обстоятельствах грядущих бедствий и открыл ему пути познания.
Ас-Сайид аль-Химьяри и поэт Кусайир 'Аззы были его приверженцами. Кусайир сказал о нем:

Да! Имамов из курейштов, попечителей истины, четверо равных:
'Али и трое его сыновей. Это - внуки (Пророка), с которыми нет тайны.
(Один) внук - внук веры и праведности. (Второго) внука скрыла Кербела.
(Третий) внук не вкусит смерти, пока не станет во главе конницы со знаменем впереди.
Он скрылся невидимый среди них на время в [ущелье] Радва. Мед и вода пред ним.

Ас-Сайид аль-Химьяри также верил в то, что он не умер, что он пребывает на горе Радва между львом и тигром, охраняющими его. Пред ним два источника, бьющие ключом, текущие водой и медом. Он вернется после сокрытия, чтобы наполнить землю справедливостью, как она наполнена [ныне] несправедливостью. Именно ал-Химьяри первым признал сокрытие (имама) и возвращение после сокрытия, что признали [затем] шииты.


Можно заметить прямую связь между образом скрытого имама Мухаммеда ибн ал-Ханафии и скрытыми двуполыми существами Чильтан, Кырхляр, Кырк кыз (Сорок святых). Выясняется, что они "скрывались" на одной и той же горе. Многочисленные суфийские тексты почти всегда отождествляли (или соединяли) Скрытых имамов и Сорок Святых. Предполагалось, что когда Скрытый имам вошел в (на) гору Радва, вместе с ним туда вошли Сорок его сподвижников.
Нет сомнений, что Бакуви и Казвини описывали именно вулкан Аргей (Эрджияс) как гору Радва, хотя по многочисленным исламским преданиям ее располагали в разных местах. Исходя из строк аш-Шахрастани Мухаммед ибн ал-Ханафия, пребывая в сокрытии на этой горе, имел связь с тиграми и львами (в других текстах могут упоминаться только львы). С глубокой древности львы были символами Богини Матери, чье имя прямо ассоциировалось с высокими горами, о чем писалось ранее.Соответственно, культ Скрытого имама мог быть связан с древним культом Великой Матери богов. Как писал Симеон Лехаци в XVII веке, гора Эрджияс, где "укрылся" Мухаммед ибн ал-Ханафия, была местом почитания женского божества в облике Святой Богородицы.

В следующих постах мы продолжим повествование о тайнах горы Эрджияс, города Кесарии и явлении Махди в Каппадокии.
0 0
Дорогие читатели, если вы увидели ошибку или опечатку, помогите нам ее исправить! Для этого мы запустили на сайте удобную клавишу для исправления ляпов. Выделите ошибку и нажмите одновременно клавиши «Ctrl» и «Enter». Мы узнаем о неточности и как можно скорее исправим.

ИНТЕРЕСНАЯ СТАТЬЯ? ПОДЕЛИСЬ С ДРУЗЬЯМИ!


Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Добавление комментария

  • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
    heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
    winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
    worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
    expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
    disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
    joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
    sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
    neutral_faceno_mouthinnocent
This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.

лучший сайт где можно скачать шаблоны для dle 11.2 бесплатно