» » Дионис и бессмертие в некрополе античного Термессоса
Античный Термессос занимает огромную территорию в горах севернее Антальи. Мне кажется, что обойти его целиком за один день невозможно. Я осмотрел только основные памятники - театр, агору, термы, руины нескольких и храмов и северный некрополь. О последнем и пойдет здесь речь.

Видимые руины некрополей Термессоса создавались в римское время, но символика этих гробниц уходит вглубь анатолийской истории. Бесконечные изображения львов и леопардов на камнях разрушенных мавзолеев Термессоса говорят нам о вере местных жителей в возможность бессмертия души посредством приобщения к культам Диониса и Великой Матери богов. Ибо леопард - символ Диониса, а лев - символ Богини Матери. В орфизме Дионис мыслился как сын Великой Матери и Бога Отца (Зевса). Наиболее вероятное осмысление имени Дионис (лат. Dionysus) - "Сын божий". Этимология имени Диониса может указывать на хеттское происхождение этого бога, где Диос (Διὸς) несомненно бог, а -nūsos уже в античности связывали с некоей горой Нисой, где жили нисейские нимфы воспитавшие младенца Диониса. Самоназвание хеттов - неситы, несили (люди Несы) несомненно классическим грекам было неизвестно, поэтому гору, где воспитывался Дионис, располагали где-угодно от Индии до Африки, хотя ранние (микенские) греки в середине II тыс. до н.э. уже знали Диониса как di-wo-nu-so (Линейное Б). После перевода хеттских текстов стало понятно, что Ниса (Неса) - это древний малоазийский город Канеш (будущая Кесария Каппадокийская), располагавшийся рядом с вулканом Эрджияс. Именно здесь, в Несе, началась хеттская история, я когда-то делал пост об этом начале всех начал.

Центральный элемент на этом рельефе из некрополя Термессоса несомненно сосуд с вином. Ведь Дионис - это бог виноделия. Его часто изображали в виде виноградной лозы или различных емкостей с алкоголем.
Евангелие от Иоанна (15:1)
«Я есмь истинная виноградная лоза, а Отец Мой – виноградарь».
В средние века Аш-Шахрастани (1075 — 1153 гг.) описывал как Диониса третьего внука Пророка ислама Мухаммеда ибн ал-Ханафию, ушедшего в сокрытие на горе Эрджияс, что рядом с Кесарией Каппадокийской, иными словами на родине самого Диониса.
Он пребывал на горе Радва между львом и тигром. Нужно думать, что Шахрастани под тигром подразумевал именно леопарда, так как тигры в Передней Азии были редки даже в древности. Могли быть еще два льва, ибо лев - символ Богини Матери и Али ибн Абу Талиба, главного исламского святого мученика, чьей реинкарнацией и был будущий Махди - предвозвестник конца света.

Абу-ль-Фатх аш-Шахрастани
Книга о религиях и сектах

Он скрылся невидимый среди них на время в [ущелье] Радва. Мед и вода пред ним.
Ас-Сайид аль-Химьяри также верил в то, что он не умер, что он пребывает на горе Радва между львом и тигром, охраняющими его. Пред ним два источника, бьющие ключом, текущие водой и медом.

Общий вид северного некрополя Термессоса.
Интересно, что Дионис видимо изначально не был связан с виноделием. Тем более древнейший алкогольный напиток в Малой Азии это именно мед. В связи с этим слова аш-Шахрастани о "меде и воде" звучат особенно интересно. Только с периода классической античности вино стало самым главным веществом изменяющим сознание, заменив собой хаому, напитки из меда, грибов и т.д.

Вера в то, что божество может ассоциироваться с вином сохранялась в Малой Азии вплоть до заката Османской империи. Турецкая поэзия XVI - XIX вв. сохранила представления уходящие своими корнями в религии древних народов Анатолии. Лев Господа, святой Али, был "виноградной лозой" для своих почитателей, он даровал им экстаз при жизни и бессмертие после смерти.
Ниже переводы суфийских текстов Аверьянова Ю.А. из его книги "Хаджи Бекташ Вели и суфийское братство бекташийа".

Поэт Кул Химмет (XVI в.)
Вынес он на мейдан чашу Любви (ашкын долусу),
«Али предложил себя (как) вино Сорока святым»

Факир Эдна, писавший в XVII в.
Он размял виноград, дал испить тем Сорока,
Он дал им крылья, заставил их полететь как бабочки,
Он сделал их нагими, обгоревшими (обожженными), привел их на виселицу.
Окажи им покровительство, о, великое воинство»

Руины мавзолея Льва и Леопарда.
Из античной мифологии Дионис известен и как Вакх, или иначе Дионис Бассарей. Имя Вакх (Βάκχος, Bakkhos), возможно производное от лидийского baki- и хет. wašuwar “одеяние”, означает покрытый шкурами. Как известно, вакханки (бассариды) одевались в шкуры животных и совершали ритуальные танцы в честь Диониса после обильных возлияний.

Поэт Кул Химмет (XVI в.)
Сорок (святых) испили, все стали пьяными,
Царь мужей (Али) был выше всех,
Повязав тысячу шкур, он опоясался в талии (кемербест олду),
Встали они для сама (танца), произнося ху (Он)!
Аверьянов Ю.А "Хаджи Бекташ Вели и суфийское братство бекташийа".
Важность льва, как символа божества, подчеркивали все суфийские поэты. Первый шиитский имам Али ибн Абу Талиб носил прозвище Хайдар (лев), Лев Господа.

Поэт-алевит XVI в. Джафери
Али — источник блага, бесподобный и единственный,
Али — Царь святых, Али — Лев Господень,
Через Али, о верующий, все творение стало Всевышним.

Сефевидский шах Исмаил (XVI в.) 
Мустафа увидел тебя, как ангела в образе льва,
Ты — спутник мираджа, ты — его венец и знамя, о, Али!
Аверьянов Ю.А "Хаджи Бекташ Вели и суфийское братство бекташийа".
Соседняя гробница в северном некрополе Термессоса также несет на себе изображения льва и леопарда. Подобные крупные усыпальницы стояли почти впритык друг к другу. Справа и слева видны остатки соседних не сохранившихся мавзолеев.
Гробница с изображениями дельфинов (или китов) сохранилась почти целиком. Это монументальное сооружение на ступенчатом основании с большим саркофагом наверху. В общих чертах гробница повторяет конструкцию главного предшественника всех античных мавзолеев - усыпальницу персидского царя Кира Великого. Некрополь Термессоса оказался на удивление архаичным, ведь все эти гробницы возводились уже явно в римское время, при этом никаких именно римских черт он не имеет. Все здешние гробницы есть продолжение местных архитектурных традиций Малой Азии, они родственны знаменитым ликийским усыпальницам, греческим героонам и мавзолеям уже давно исчезнувшей Персидской империи.
Дельфины на саркофаге являются символами того же самого Диониса. Из греческих мифов известно, что Дионис превратил в дельфинов захвативших его пиратов. В Ветхом Завете Дионисом стал пророк Иона очутившийся в чреве кита.
Еще один разрушенный мавзолей с изображением льва.
Общий вид на террасы некрополя. Гробницы располагались на склоне горы уступами.
Считается, что Термессос был разрушен в III веке невероятно сильным землетрясением. Эти упавшие каменные саркофаги (каждый наверно весом в тонну) могут быть свидетельством той давней катастрофы.
Среди руин усыпальниц нашлось единственное антропоморфное изображение божества - это так называемая змееногая богиня, одна из форм вездесущей Богини Матери. В руке она как правило держит человеческую голову, здесь тоже есть какая-то голова, похожая на театральную маску. Подобное изображение Матери Богов было очень популярно у скифов, ибо змееногая богиня считалась их прародительницей.




Ниже на фото, конструкция гробницы с дельфинами сзади, со стороны горы. Вызывает определенный интерес платформа мавзолея. Могла ли она использоваться для захоронений? В большинстве крупных геройонов усыпальницей служило именно подвальное помещение, наверху находился лишь церемониальный зал, где могли стоять изображения умершего, членов его семьи, а также божеств. Интересно, что средневековые исламские мавзолеи конструктивно полностью повторяли эту схему, только на верхнем этаже располагался молельный зал с надгробиями. Для примера можно привести усыпальницу знаменитой сельджукской султанши Махпери Хатун, которую я недавно детально описывал.
Там где землетрясения не смогли скинуть крышки саркофагов, в боковой стенках всегда зияют дыры. Охотники за сокровищами грабили гробницы уже в античное время.

Руины двух очень крупных мавзолеев, которые стоят впритык друг к другу. Видимо, в древности вся эта местность была очень плотно застроена, иначе зачем так близко располагать строения, тем более такие массивные.
Эти мавзолеи похожи на ступенчатые пирамиды, только ступени здесь располагались с одной стороны, по ним нужно было подыматься в зал на высокой каменной платформе. И было это не очень удобно, если судить по размерам ступеней.
Боковые стены платформ сложены из огромных блоков. Какие либо дополнительные лестницы наверх здесь отсутствуют.






Итак, мы осмотрели один из некрополей Термессоса - северный. Есть еще южный, куда я в этот раз не дошел. И несколько скальных некрополей, о которых я расскажу как-нибудь в следующий раз.
1 0
Дорогие читатели, если вы увидели ошибку или опечатку, помогите нам ее исправить! Для этого мы запустили на сайте удобную клавишу для исправления ляпов. Выделите ошибку и нажмите одновременно клавиши «Ctrl» и «Enter». Мы узнаем о неточности и как можно скорее исправим.


ИНТЕРЕСНАЯ СТАТЬЯ? ПОДЕЛИСЬ С ДРУЗЬЯМИ!



Пока что комментариев к данной новости нет, но Вы можете быть первым.

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Добавление комментария

  • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
    heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
    winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
    worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
    expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
    disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
    joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
    sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
    neutral_faceno_mouthinnocent
This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.

лучший сайт где можно скачать шаблоны для dle 11.2 бесплатно